Лесовосстановление на Урале в 2019 году выполнено на 102 процента
06.11.2019
Этим летом швейцарские ученые поделились со всем миром результатами своих исследований – чтобы очистить воздух от углекислого газа, который вызывает парниковый эффект, нужно посадить деревья на общей площади 0,9 миллиардов гектаров. Специалисты также определили, что самая большая часть из этого объема - 151 миллион гектаров – приходится именно на Россию. В последнее время, действительно, появилось много различных акций по посадке деревьев. С чем это связано и как обстоят дела с лесовосстановлением на Урале, рассказывает Иван Поздеев, начальник отдела по использованию и воспроизводству лесов Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
- Иван Николаевич, сразу ключевой вопрос: сколько деревьев должен посадить человек за свою жизнь?
- Отвечу банально – чем больше, тем лучше. Конкретной цифры для каждого человека нет. На самом деле, существует множество разнообразных методик подсчета. Например, детям из начальной школы можно рассказать, что из одного дерева получается 50-60 килограммов бумаги. Каждый ученик за год расходует около 6 килограммов, значит, класс из 30 человек должен в конце учебного года посадить 3 дерева, чтобы восстановить в природе баланс за пользование ресурсом. Есть и очень сложные многоступенчатые расчеты, где учитываются лесорастительные условия, антропогенная нагрузка на леса, в том числе развитие городов, промышленности, дорожно-транспортной сети региона и так далее. Поэтому в данном случае важнее, не количество высаженных деревьев, а где и как вы это сделали. Если вы будете высаживать молодые деревца хвойных лесных культур, то обязательно нужно позаботиться об уборке нежелательной лиственной растительности в первые два-четыре года. Без должного ухода саженцы погибнут, и все ваши усилия и благие намерения будут сведены к нулю.
- В каких случаях по ныне действующему законодательству необходимо высаживать новый лес вместо старого?
- Согласно Лесному кодексу, восстановлению подлежат вырубленные, погибшие и поврежденные леса. Обязанность по восстановлению лесов на арендованных лесных участках лежит на арендаторах. На неарендованной территории этим занимаются региональные лесные ведомства.
Где и каким образом проводить восстановление леса, регламентировано в Правилах лесовосстановления, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в весенний период каждого года. Этот документ предусматривает три способа восстановления лесов: естественное, искусственное и комбинированное.
Естественное лесовосстановление проходит за счет природных процессов: сохранение подроста при проведении рубок, минерализация почвы, оставление групп взрослых деревьев, которые дадут семена и сами засеют территорию вокруг. Другими словами, при минимальных усилиях и затратах используется уникальная способность леса – его самостоятельное восстановление.
Искусственное лесовосстановление проводят, если невозможно естественное зарастание хозяйственно ценными породами, а также если погибли все лесные культуры.
Комбинированное лесовосстановление - посадки и посевы там, где не получается обеспечить естественное восстановление прежних лесных насаждений.
В лесовосстановлении нуждаются насаждения, погибшие от стихийных бедствий, ветровалов, лесных пожаров, участки, на которых провели сплошные рубки, а также прогалины и пустыри.
По итогам 2018 года площадь таких земель или фонд лесовосстановления в УрФО составила 1 миллион 236 тысяч гектаров. За счет естественных природных процессов предусматривается восстановление на площади 652,5 тысячи гектаров и 583,5 тысячи гектаров - за счет вышеописанных способов лесовосстановления . Из представленных цифр следует, что ежегодно, на протяжении 10 лет, на территории округа требуется проведение лесовосстановительных мероприятий на площади 58, 3 тысячи гектаров. В среднем, с 2011 года, восстановление проводится именно исходя из этой ежегодной потребности.
- Прошлым летом был принят закон о компенсационном лесовосстановлении. Что он изменил?
- Чтобы понять смысл этого закона, надо провести грань между обязательным восстановлением лесов, когда заготовка древесины – основная цель лесопользования и извлечение прибыли арендатора, и лесовосстановлением, когда древесина не имеет коммерческой составляющей, а нужна лишь свободная от лесных насаждений площадь. Закон о компенсационном восстановлении впервые вменил обязанность лесопользователям, вырубающим деревья для прокладки линейных объектов - дорог, трубопроводов, линий электропередач, - а также для разработки месторождений полезных ископаемых (драгоценных металлов, песка, щебня, углеводородов), компенсировать выбытие покрытой лесом площади за счет лесовосстановления на эквивалентно подобранных участках.
В среднем ежегодно по округу (в 2018 и 2019 годах) такая площадь составляет около 30 тысяч гектаров. В полную силу закон работает с 01 января 2019 года и отличительная особенность этого закона – это проведение с 2021 года восстановительных работ с применением посадочного материала с закрытой корневой системой.
Значительные объемы компенсационных работ коснутся северных субъектов, где происходит основная добыча углеводородов и полезных ископаемых: Ямал, ХМАО-Югра, север Тюменской области. Эти регионы обладают сложными лесорастительными условиями. Поэтому сезон посадки сеянцев с открытой корневой системой с нормативной приживаемостью на Урале весьма ограничен: это май-июнь.
Продлить агротехнические сроки на весь вегетационный период - с весны до осени - позволит применение сеянцев с закрытой корневой системой. В этом ключевое отличие посадочного материала - корни в грунте не пересыхают, растение хорошо приживется. Но чтобы перейти на использование сеянцев с закрытой корневой системой, необходимо создать комплексы, позволяющие выращивать такой посадочный материал.
- На Урале планируется строительство таких комплексов? Сколько их нужно и когда они появятся?
- По прогнозу потребность УрФО в саженцах с закрытой корневой системой к 2024 году превысит 65 миллионов штук – это самый высокий показатель среди федеральных округов. Поэтому строительство комплексов на Урале однозначно необходимо. Первый комплекс, позволяющий выращивать 20 миллионов штук саженцев, может появиться в следующем году. Компания ООО «СИНЕРГИЯ» в Свердловской области планирует строительство такого комплекса для обеспечения нужд своего инвестиционного проекта в области освоения лесов. Кроме того, около 10-12 миллионов саженцев они смогут реализовывать другим предприятиям, имеющим обязательства по компенсационному лесовосстановлению.
Естественно, один комплекс не позволит в полном объеме закрыть потребность округа в посадочном материале с закрытой корневой системой. На сегодня есть информация, что в ближайшее время данное перспективное направление начнет свое развитие в Тюменской области.
- Существующие питомники не смогут восполнить дефицит посадочного материала?
- Российский центр защиты леса провел анализ использования площадей в лесных питомниках для выращивания посадочного материала. Результаты показали, что для устранения сложившегося дефицита в Свердловской и Челябинской областях необходимо увеличить использование продуцирующих площадей лесных питомников и повысить культуру выращивания посадочного материала. Сегодня в УрФО 101 питомник общей площади 1 163 гектара, но используются они в среднем лишь на половину - продуцирующие площади составляют 567 гектаров.
Тут нужно смотреть в корень проблемы: вроде бы питомники есть, но нет посадочного материала. Закономерен вопрос – почему? Арендаторы, причем многие их них, озадаченные дефицитом саженцев, пытаются решить вопрос самостоятельно. Основной способ – выращивать собственный посадочный материал и по возможность обеспечивать им еще и соседей. Но этой информацией органы исполнительной власти не обладают. А поскольку мы пользуемся официальными сведениями, то, конечно, фактический дефицит посадочного материала намного меньше, чем те цифры, которые есть на бумаге.
Однако есть и положительный пример: в Курганской области арендаторы лесных участков в аренду получили и лесные питомники для обеспечения собственных нужд в посадочном материале (они не дают питомникам простаивать).
Кроме того, во всех субъектах не соблюдается норматив выхода посадочного материала с одного гектара площади. Норматив – 1,1 миллиона саженцев, а по факту выходит от 889 тысяч штук до 1,06 миллиона штук. При этом нет гарантии, что все эти саженцы подойдут
под стандарт и не будет брака.
Требуется привести в порядок документы на лесные питомники, включая проведение работ по межеванию границ, оформление кадастрового паспорта и проекта организации ведения хозяйства.
- В чем вы видите основные проблемы лесовосстановления на Урале?
- В организации планирования выполнения лесовосстановительных работ, организации питомничьего хозяйства, дефиците посадочного материала и источниках его покрытия.
В этом плане вопросы лесовосстановления во многом сходны с вопросами сельского хозяйства. Причины дефицита посадочного материала кроются в снижении уровня организации питомнического хозяйства, культуры выращивания посадочного материала, несоблюдении плана агротехнических мероприятий в питомниках - внесение удобрений и обследования на предмет наличия болезней сеянцев и зараженности почвы различного рода патогенами.
В итоге, как показывают региональные отчеты по государственному мониторингу воспроизводства лесов за 2018 год, на проверенных объектах в первый же год после посадки гибнет от 0,2 до 6 процентов лесных культур, к десятому году - от 9 до 17 процентов молодых деревьев. Без должного ухода по результатам обследования от 10 до 39 процентов проверенных объектов лесовосстановления не соответствуют предъявляемым требованиям: некоторые участки заросли лиственными породами вместо хвойных, а где-то количество главной породы резко снижено (допустим, вместо пяти тысяч сосен по факту только одна тысяча).
Для понимания комплексности подхода в лесовосстановлении можно привести еще один пример: в свое время в каждом субъекте (особенно в Свердловской и Челябинской областях) была создана мощная база лесосеменных объектов единого генетико-селекционного комплекса (объекты ЕГСК) – это лесосеменные плантации и участки, на которых получали семена деревьев с улучшенными наследственными свойствами и выращивали из них посадочный материал.
Ежегодно производственные мощности этих объектов позволяли заготавливать более 2 тонн семян сосны, ели, лиственницы. Объем выращенных саженцев из этих семян - более 30 миллионов штук - мог обеспечить не меньше трети ежегодной потребности округа в посадочном материале. То есть, из 15 тысяч гектаров ежегодного искусственного лесовосстановления минимум пять-шесть тысяч гектаров можно было восстанавливать такими высокачественными саженцами и при необходимом уходе пять-шесть тысяч гектаров высокопродуктивного леса.
В настоящее время потенциал объектов ЕГСК практически не используется, потому как 85 процентов из них переданы в аренду без каких-либо обременений по уходу, объему заготовки семян.
Как видите, возможности исправить ситуацию есть, но они не используются в полном объеме.
- В этом году запустили масштабный федеральный проект «Сохранение лесов». Он поможет как-то решить те вопросы, о которых вы говорите?
Проект, действительно, масштабный. В нем четыре направления: увеличение площади лесовосстановления, формирование запаса семян, покупка лесохозяйственной техники и приобретение лесопожарной техники. Как видите, первые три из них напрямую касаются лесовосстановления.
На УрФО в 2019 году по федеральному проекту «Сохранение лесов» выделено:
- на увеличение площади лесовосстановления - 180 905,1 тысячи рублей (Курганская область – 6759,9 тыс. руб., Свердловская – 41 497,2 тыс. руб., Тюменская - 88 327,2 тыс. руб., Челябинская - 21 237,4 тыс. руб., ХМАО - 21 711,4 тыс. руб., ЯНАО - 1 372,0 тыс. руб.);
- на формирование запаса лесных семян для лесовосстановления - 4 479,1 тысячи рублей (Свердловская область – 1 252,0 тыс. руб., Тюменская - 1 688,0 тыс. руб., Челябинская - 450,2 тыс. руб., ХМАО - 1 088,9 тыс. руб., ЯНАО - 1 372,0 тыс. руб.);
- на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению - 39 606,3 тысячи рублей (Курганская область – 2 127,6 тыс. руб., Свердловская – 7 688, 4 тыс. руб., Тюменская - 24 295,4 тыс. руб., Челябинская - 1 974,9 тыс. руб., ХМАО - 3 185,1 тыс. руб., ЯНАО - 334,9 тыс. руб.)
Аналогичное финансирование предусмотрено в течение следующих пяти лет. Регионы закупают, например, кусторезы и культиваторы, которые позволят минимизировать ручной труд и более качественно проводить агротехнический уход за молодняком. Проводят обновление лесохозяйственной техники и оборудования, износ которой составляет 75 и более процентов.
- Сколько средств регионы УрФО вкладывают в лесовосстановление?
- Важно понимать принцип финансирования данного вида работ. Как я уже говорил, арендаторы восстанавливают лес за свой счет. Это же касается компенсационного лесовосстановления. Органы госвласти получают для этого субвенции из федерального бюджета.
Расходы на лесовосстановление за 2018 год и за II квартал 2019 года таковы:
- Курганская область: за 2018 год - 33 713,1 тыс. руб., за II квартал 2019 года - 24 907,2 тыс. руб. (план на 2019 год - 51 719,1 тыс. руб.);
- Свердловская область: за 2018 год - 13 192,3 тыс. руб., за II квартал 2019 года - 15 356,4 тыс. руб. (план на 2019 год - 35 496,9 тыс. руб.);
- Тюменская область: за 2018 год - 52 296,0 тыс. руб., за II квартал 2019 года - 50 553,0 тыс. руб. (план на 2019 год - 97 885,2 тыс. руб.);
- Челябинская область: за 2018 год - 8 945,9 тыс. руб., за II квартал 2019 года - 31 556,9 тыс. руб. (план на 2019 год - 103 199,9 тыс. руб.);
- Ханты-Мансийский автономный округ-Югра: за 2018 год - 126 481,8 тыс. руб., за II квартал 2019 года - 5026,4 тыс. руб. (план на 2019 год - 47 387,1 тыс. руб.);
- Ямало-Ненецкий автономный округ: за 2018 год - 251,5 тыс. руб., за II квартал 2019 года - 0 тыс. руб. (план на 2019 год - 892,0 тыс. руб.).
Можно добавить, что регионы УрФО, кроме Челябинской и Тюменской областей, не тратят на лесовосстановление деньги областных бюджетов – на эти цели идут федеральные средства или средства, полученные от продажи федерального же леса.
- Лесокультурный сезон практически закончен, каковы его результаты?
На 01 ноября 2019 года лесовосстановление в Уральском федеральном округе выполнено на площади 54 774 гектара (при плане на год – 53 513 гектаров), что составляет 102 процента от плана на год.
В разбивке по регионам картина выглядит следующим образом:
- Курганская область: по плану - 5 817 гектаров, фактически выполнено - 4 587 гектаров, что соответствует 78,8 процента;
- Свердловская область: по плану - 27 230 гектаров, фактически выполнено – 14 850 гектаров, что соответствует 54,5 процента (по искусственному и комбинированному лесовосстановдлению план перевыполнен, идет приемка работ по содействию естественному лесовосстановлению);
- Тюменская область: по плану – 6 476 гектара, фактически выполнено - 6 404 гектара, что соответствует 99 процентам;
- Челябинская область: по плану - 3 432 гектара, фактически выполнено - 3 503 гектара, что соответствует 102 процентам;
- ХМАО-Югра: по плану – 9 758 гектара, фактически выполнено - 24 630 гектара, что соответствует 252 процентам;
- ЯНАО: по плану - 800 гектаров, фактически выполнено – 800 гектаров, что соответствует 100 процентам.
На фото: Иван Поздеев учит школьников высаживать елочки, поселок Цементный, Свердловская область.
« Вернуться назад